Рукопашный бой в системе СБОР

4. Упражнения для развития быстроты действий

Систематическое повторение элементарных движений, упражнений и приемов в быстром темпе по внезапным командам, сигналам и знакам, постановка простейших заданий с требованием быстрого их исполнения, эмоциональное воздействие на обучаемого тоном голоса, неожиданностью команды развивают у него быстроту восприятия, живость в движениях и скорость при выполнении любой работы. Постепенно у обучаемого пропадает мешковатость и растерянность. Движения его становятся легкими, ловкими; он делается более находчивым и целеустремленным в действиях. Упражнения на быстроту, скорость и ловкость необходимо проводить преимущественно в первый период подготовки с целью создания предпосылок к тому, чтобы обучаемый лучше овладел сложными движениями при дальнейшей тренировке. 

  • Внезапные команды и простейшие задания

Внезапные команды и простейшие задания можно проводить со всем, как с группой так и с отдельным обучаемым.

Команды и задания для действий: 

1) Во время передвижения внезапно командовать: противник с тыла, в укрытие справа, К БОЮ”; после выполнения команды командовать: “ползком бесшумно - КО МНЕ”.

2) Во время передвижения в любом построении внезапно командовать: “в 15 секунд, на деревья- ЗАЛЕЗАЙ”, после того, как обучаемые залезли на деревья, командовать: “в 10 секунд- КО МНЕ”, и продолжать движение.

3) При передвижениях давать следующие вводные:

а)  замаскироваться в копнах сена в 12 секунд:
«ВПЕРЕД-БЕГОМ»;
б)  залезть в 15 секунд на сарай - “ЗАЛЕЗАЙ”;
в)  в 15 секунд перелезть через стену:
“ВПЕРЕД-БЕГОМ”;
г) первой группе замаскироваться в кустах справа, второй перелезть через забор, третьей о залезть на сарай, для всех время 15 секунд: “ВПЕРЕД - БЕГОМ” и т. п.


Задания для одиночных или парных действий обучаемых.

1) Петрову и Сидорову залезть на чердак строения, осмотреть его, время 1 минута: “ВПЕРЕД -БЕГОМ”;
2) Иванову и Никанорову осмотреть дом со стороны огорода, время 1 минута: “ВПЕРЕД - БЕГОМ”;
3) Николаеву и Викторову залезть на дерево и осмотреть впереди лежащую дорогу, время 2 минуты: “ВПЕРЕД - БЕГОМ”;
4) Воробьеву осмотреть яму или окоп и т. п., время 1,5 минуты:
“ВПЕРЕД - БЕГОМ”;
5) Иваненко и Ильину переползти в канаву слева и выбросить палку, время 2 минуты: “По-пластунски ВПЕРЕД” и т.д.

Соответственно характеру местности и окружающих предметов команды и задания следует разнообразить, время на выполнение упражнений уменьшать или увеличивать в зависимости от того, как подготовлены обучаемые. На занятиях всегда ориентировать обучаемых во времени, и отмечать, кто выполнил задание первым и кто последним.

  • Действия по условным знакам и сигналам.

Прежде чем внезапно подать какой-либо сигнал или знак, нужно заблаговременно объяснить обучаемым его значение, а в некоторых случаях специально обучить их этим условным знакам и сигналам. Условные знаки подавать движением оружия, руки, обеих рук, посредством головного убора, лопаты и других небольших предметов; придерживаться уставных условных знаков.
Сигналы подавать свистком, голосом, выстрелом и т. д., требовать быстрого выполнения поставленного задания.

1. Бесшумное построение группы по движению руки или рук:
а) вытянуть ладонью вниз левую руку в сторону для указания фронта построения и сейчас же опустить ее;
б) вытянуть левую руку в сторону, но ладонью вверх, и сейчас же опустить ее;
в) вытянуть левую руку в сторону и сейчас же опустить ее;
г) несколько раз развести обе руки в стороны.

2. Для того чтобы группа медленно и бесшумно разошлась, медленно согнуть руки в локтях и медленно развести их в стороны вниз с разжиманием пальцев обеих рук; для того чтобы группа быстро разбежалась, быстро развести руки в стороны вниз.

3. Ложись - поднять согнутую в локте руку до подбородка и быстро опустить её ладонью вниз.

4. Внимание - поднять руку вверх на высоту головы.

5. Ко мне - поднять руку вверх, совершить круговые движения над головой и энергично опустить ее вниз.

6. Для передвижения вперед, назад, в стороны - поднять руку на высоту головы и опустить ее до высоты плеча, указывая желаемое направление.

7. Вижу противника - вытянуть руку горизонтально в сторону и держать так до отзыва.

8. Вижу, слышу (отзыв) - поднять обе руки вверх на высоту головы и опустить их.

9. Бесшумно подползти к противнику - левой рукой указать направление, а ладонью правой сделать несколько зигзагообразных движений.

10. Оглушить противника и связать - обозначить ударом левым кулаком по челюсти или по голове, правой рукой произвести 2 раза круговое движение вокруг левой.

11. Условные знаки: уничтожить противника ножом, заглянуть в окно, окружить дом, пропустить противника, залезть на дерево и т.п., показывать резкими выразительными движениями руки или обеих рук. Такую тренировку проводить накоротке следующим методом: руководитель показывает действие жестом и опрашивает обучаемых, правильно ли они поняли этот жест. После усвоения нескольких знаков они исполняют нужные действия.

12. При ночных действиях бесшумные построения, перестроения, движения и действия производить по заранее изученным резким жестам, по легким или сильным прикосновениям руки к плечу, груди, спине, головному убору, а также по легким толчкам рукой о тело.

По сигналам выполнять следующие приемы и действия:

а) при захвате одного обучаемого другими, обозначающими “противника”, громко протяжно кричать “СТОЙ”. На учебно-тренировочных занятиях бойцы по этому сигналу изготавливаются к бою и осторожно движутся в ту сторону, откуда послышался возглас;
б) по резкому и протяжному свистку замаскироваться от авиации;
в) по коротким прерывистым свисткам уйти в укрытие и приготовиться к бою;
г) по выстрелу руководителя делать броски бегом в сторону, откуда послышался выстрел.

  • Задания на тренировочной дорожке.

Тренировочная дорожка устраивается в кустах, в лесу, в горах, на тропинке. По обеим сторонам тропинки укрываются обучаемые, которым ставится задача создавать неожиданные препятствия и совершать нападения на других, поочередно двигающихся по тропинке. Обучаемому, передвигающемуся по тренировочной тропинке, ставится задача двигаться шагом или бегом, преодолевать внезапно появляющиеся препятствия, избегать неожиданного нападения “противника”. Он должен:

1) пройти и не зацепиться за провод, протянутый в нескольких местах в траве на высоте 10 см, не наступить на учебные мины;

2) преодолеть веревку (жердь), которая быстро поднимается двумя обучаемыми на уровень колен или груди;

3) остановиться или пробежать мимо падающего дерева; падающими предметами могут быть: доска, дерево, а также вязанка хвороста, и т. п.; тяжелые предметы обучаемый держит, а потом отпускает; легкие же предметы подвешиваются к дереву на веревке и отпускаются внезапно;

4) убежать или вырваться от двух обучаемых, нападающих неожиданно из укрытия с плащ-палаткой с задачей набросить плащ-палатку на голову обучаемого и удержать его в течение 5 секунд;

5) не получить укола палкой с мягким наконечником; один маскируется в кустах, на дереве, в траве, в канаве и при приближении другого, проходящего тренировочную дорожку, неожиданно наносит ему укол в бок, спину, плечо; задача обучаемого, проходящего дорожку, отбить укол или уклониться от укола и избежать его; на тренировочной дорожке можно маскировать одного, двух, трех противников с палками.

Во время передвижения обучаемого по тренировочной дорожке “противник”, замаскировавшись, периодически производят различного рода шум: копают землю, ударяют топором по дереву, забивают гвозди, передергивают затвор и т.п. Лучшим считается тот, кто прошел больше препятствий, не задев их, избежал нападения и услышал как можно больше различных звуков. Если тренировочная дорожка проходит на учебном поле, то рекомендуется устраивать волчьи ямы глубиной до 1,5 м, в которые можно провалиться медленно или быстро. На дне таких ям должен быть песок или сено, смягчающие падение. При проведении занятий на тренировочной дорожке обучаемые действуют поочередно. Половина группы создает препятствия и нападает, остальные поочередно передвигаются; затем они меняются ролями. Расположение препятствий и места расположения нападающих необходимо разнообразить.

  • Задания в учебном помещении.

Под учебно-тренировочное помещение могут быть использованы любое строение, в котором можно подготовить одну из комнат, устроив нужное затемнение. На тренировочных занятиях пропускать каждого через это помещение. В помещении находятся 3 обучаемых, которым командир ставит ряд задач: создавать препятствия, неожиданно нападать, затемнять помещение (больше или меньше) и т. п.
Тому, кто должен войти в затемненное помещение, ставится задача - войти в помещение, пройти через него возможно быстрее и выйти в противоположную полуоткрытую дверь. Шума не создавать, быть готовым к неожиданностям.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ

Первый случай - в слабо освещенном помещении, а затем в полной темноте пройти через помещение ощупью, не сознавая шума, и выйти в противоположную дверь.

Второй случай - при входе обучаемого, когда за ним закрылась дверь, осветить его лицо фонарем на 1 секунду, нанести сзади легкий удар мешком с соломой по голове, повалить на середине комнаты скамейку, натянуть веревку на уровне колен, в конце помещения у немного приоткрытой двери набросить на голову простынь, одеяло и стремиться удержать его в течение 3 секунд, после чего отпустить.

Третий случай - при входе обучаемого, когда за ним закрылась, дверь, нанести легкий укол палкой с мягким наконечником, преградить палкой дорогу (на уровне пояса), в конце помещения у немного приоткрытой двери нанести легкий удар мешком с соломой по спине. Задания нужно разнообразить. Те, кто действуют в комнате, меняют места своего пребывания и движутся в различных направлениях. Тот, кто входит в затемненное учебное помещение, не должен иметь при себе оружие.

Упражнения в “мазках”, толчках и захватах. 

Упражнения в “мазках”-э то действия, близкие по своему характеру к боксу, это “бой” двух обучаемых с задачей нанести “противнику” “мазок” по лицу концами пальцев правой или левой руки и не получить такого же “мазка” от “противника”. Бойцы защищаются, мягко принимая удары на руки. Упражнения в толчках - это бой-борьба, также близкая к боксу. Задача боя - борьбы толчками ладоней в тело “противника” оттолкнуть его на 3 м за центральную черту, или захватить “противника” как угодно и перенести его за черту на определенное расстояние. Упражнения в “мазках”, толчках и захватах способствуют развитию не только быстроты, ловкости и общей подвижности, но также, в большой степени, инициативы и выносливости.

Бой с задачей нанести “мазок” противнику проводить на 3  “мазков”, или по времени на 30 секунд и на 1 минуту. Бой-борьбу проводить по времени на 1 минуту или на расстояние от 5 до 10м. Тренировку в парах, можно проводить так: одна пара ведет бой, а остальные наблюдают, или все бойцы ведут бой одновременно по сигналу или знаку руководителя.

 
1. Общеразвивающие упражнения
2. Упражнения для развития силы и выносливости к статическим напряжениям
3. Специальные упражнения
Вверх